Ведущие эксперты России поддержали проект «Говори вслух»
II научно-практический семинар «Организация слухоречевой работы в условиях инклюзивного общего и профессионального образования» прошел 28—29 марта на базе НГТУ НЭТИ. Участники и эксперты высоко оценили результаты и перспективы интерактивного слухоречевого практикума «Говори вслух», реализуемого Институтом социальных технологий НГТУ НЭТИ.
В мероприятии приняли участие более 300 слушателей из Новосибирской, Кемеровской, Ленинградской областей, Алтайского и Красноярского краев, Республик Алтай, Бурятия, Тыва, Ханты-Мансийского автономного округа и Казахстана, представлявших системы дошкольного, школьного, среднего профессионального и высшего образования, областные и городские учреждения здравоохранения и родительское сообщество семей с ограничениями по слуху.
Приглашенными спикерами мероприятия выступили ведущие эксперты РФ в области организации слухоречевой работы: Мария Вячеславовна Крейсман, главный внештатный специалист сурдолог министерства здравоохранения Новосибирской области, заведующая детским городским сурдологическим центром, научный сотрудник ФГБУ СПб НИИ ЛОР, врач сурдолог-оториноларинголог, клинический специалист по вопросам кохлеарной имплантации (Новосибирск); Марина Геннадьевна Гурьева, учитель-дефектолог высшей категории, педагог групп сопровождения и поддержки школьников с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования СПбГКУЗ «Детский городской сурдологический центр» (Санкт-Петербург); Инна Васильевна Королёва, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи» Министерства здравоохранения РФ, научный руководитель программ реабилитации СПб ГКУЗ «Детский городской сурдологический центр» (Санкт-Петербург), Наталья Евгеньевна Ковалёва, сурдопедагог ФГБУ «СПб НИИ ЛОР» Минздрава России (Санкт-Петербург); Эмилия Ивановна Леонгард, советский и российский учёный-педагог, кандидат педагогических наук, создатель системы «Формирование и развитие речевого слуха и общения у детей с нарушением слуха» («Системы Леонгард»), руководитель направления слухоречевого развития сети центров «Радуга звуков» (Москва); Юлия Александровна Вавилова, сурдопедагог, методист Центра «Радуга звуков», сотрудник «Центра Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей» (Москва); Любовь Александровна Кяргинская, нейропсихолог, гештальт-терапевт Центра реабилитации слуха и речи для детей и взрослых «Тоша&Со» (Москва), Елена Юрьевна Никитина, референт по вопросам правовой и технической компетенций Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Со», эксперт по ассистивным устройствам (по слуху) (Москва), куратор молодежного проекта Team KI;SA.
От лица родительского сообщества детей с нарушением слуха выступила Татьяна Петровна Тайлакова, идейный вдохновитель и руководитель родительской организации «Счастье слышать!», член региональной экспертной группы в вопросах инклюзии Агентства стратегических инициатив Новосибирской области.
В течение двух дней специалисты обсуждали стратегии планирования и проведения слухоречевой работы в различных возрастных группах. Для участников семинара были проведены практические мастер-классы.
«Один из критериев успешности и результативности любого социального проекта — это возможность видеть его горизонты и перспективы развития. И наш интерактивный слухоречевой практикум «Говори вслух» является именно таким, — прокомментировала Евгения Анатольевна Старикова, руководитель проекта, начальник отдела ОПАиПС Центра инклюзивного сопровождения НГТУ НЭТИ. — Мы получили много положительной обратной связи от участников семинара, посвященного организации и проведению слухоречевой работы, и видим, что эта деятельность действительно необходима и есть планы ее устойчивого развития».
Мероприятие прошло в рамках реализации проекта «Интерактивный слухоречевой практикум «Говори вслух», поддержанного благотворительным фондом «Абсолют-Помощь». Проект направлен на решение проблемы доступности информационной среды в условиях инклюзивного профессионального образования для лиц, имеющих нарушения слуха.