Старший техник-лейтенант, начальник авиаремонтной базы, председатель ДОСААФ НЭТИ: Сергей Матвеевич Белин
Новости
Подполковник технической службы, старший техник-лейтенант, начальник подвижной авиаремонтной базы 16 воздушной армии. Сергей Матвеевич Белин — сибиряк, родился 13 августа 1918 года в Искитимском районе Новосибирской области, в селе Верх-Ельцовка. В НГТУ НЭТИ работал с 1962 по 2003 г. Начальник спортивно-технического клуба, председатель ДОСААФ НЭТИ. Сергей Матвеевич воевал на Донском, Сталинградском, Центральном и I Белорусском фронтах.
Награжден орденом Красной Звезды и двумя орденами Отечественной войны II степени и медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина».
Военный стаж героя начался с августа 1936 года. По комсомольской путевке Белин был зачислен в Иркутское военно-авиационное техническое училище, после окончания которого в звании воентехника II ранга продолжил службу в авиации.
Боевой путь Сергея Матвеевича начался в сентябре 1942 года от стен Сталинграда через Орловско-Курскую дугу, Висло-Одерскую и Берлинскую операции сначала в должности старшего техника самолетомоторной группы, а затем начальника подвижной авиаремонтной базы. Перед ним стояли задачи — поддерживать самолетный парк военной части в боевой готовности, производить в полевых условиях ремонт боевых самолетов-истребителей ЯК-3, ЯК-7, ИЛ-2, и ЛА-5.
Сергей Матвеевич Белин оставил воспоминания о военном времени: «Я начал войну в августе 1942 г. на Сталинградском фронте начальником передвижной авторемонтной мастерской. Донской фронт тогда вел ожесточенные бои. Летчики 16-й воздушной армии совершали по несколько боевых вылетов в день. Они уничтожали большое количество фашистских самолетов, но и наши самолеты получали серьезныеповреждения. В цехах мастерской иногда стояло по 20 самолетов, ожидавших ремонта. Сроки на ремонт воздушной техники были жесткими: три дня на текущий ремонт, десять — на средний. Мы старались ужимать и эти сроки. Техники, авиаремонтники работали самоотверженно, сутками, не щадя сил».
Сергей Матвеевич — один из 20 сотрудников НГТУ НЭТИ, воевавших на Сталинградском фронте.
Сталинградская битва — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Гитлер планировал разгромить советские войска на юге страны летом 1942 года, овладеть нефтяными месторождениями Кавказа, сельскохозяйственными житницами Дона и Кубани, разрушить инфраструктуру, связывающую центр страны с Кавказом, и тем самым создать условия для своей победы.
Советское правительство 22 декабря 1942 года учредило медаль «За оборону Сталинграда», которой награждены 754 тысячи его защитников, среди которых и наш Сергей Матвеевич Белин.
Всего же в наступательной операции Красной Армии под Сталинградом участвовало более 1 млн человек, 13 тыс. орудий и минометов, около 1000 танков, 1500 самолетов. В том числе и на плечах Белина — начальника подвижной авиаремонтной базы, лежала техническая поддержка, ремонт этой армады самолетов.
В ходе Сталинградской наступательной операции были разгромлены немецкие 6-я армия, 4-я танковая армия, 3-я и 4-я румынские армии, 8-я итальянская армия. Общие потери противника составили около 1,5 миллиона человек. В Германии впервые за годы войны был объявлен национальный траур. В результате победы в Сталинградской битве советские Вооруженные силы захватили стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.
«…В разгар Сталинградской битвы у врага появился новый самолет «Мессершмитт-109». Наши летчики получили задание: добыть сведения о фашистском самолете. В январе 1943 г. летчики, взяв в «клещи» «мессер», посадили его на советский аэродром. Немецкая машина приземлилась, не выпустив шасси, поэтому получила значительные повреждения. Приказ был краток: «Самолет отремонтировать и отправить в Москву». Задача, поставленная перед коллективом авиаремонтной мастерской, была выполнена в срок. Проделанная работа была высоко оценена командованием: личному составу мастерской вручили переходящее Красное Знамя Военного Совета Донского фронта, а я был награжден орденом Красной Звезды».
Всего С. М. Белин награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина» и др.
После окончания войны Сергей Матвеевич продолжил службу в Вооруженных силах. Дата окончания службы 14.05.1954 года. Практически всю гражданскую службу С.М. Белин посвятил НЭТИ, более 40 лет, с 1962 по 2003 г. был председателем ДОСААФ вуза, при нем в НЭТИ работали 14 секций по техническим и военно-прикладным видам спорта.
Кстати, знаменитая радиостанция НЭТИ являлась одним из структурных подразделений ДОСААФа. Коллективная радиостанция располагалась в 5 общежитии. Ее позывной сигнал — UK9OAD, позже UZ9OWD, далее RW9OWD — и это была секция КВ-связи комитета ДОСААФ института. Начальником коллективной радиостанции НЭТИ являлся известный на всю страну лучший радионаблюдатель СССР — Александр Пашков (UA9-145-197).Значительное количество студентов заинтересовалось радиоделом, здесь складывались радиолюбительские династии.
Студенты НЭТИ отрабатывали спортивные сезоны в команде КВ-связи комитета ДОСААФ. Самым работоспособным удавалось стать призерами чемпионатов СССР по радиосвязи на КВ и выполнить норматив мастера спорта по радиоспорту. В те годы команда НЭТИ училась на опыте томичей — такой радиоаппаратуры и антенн, как у ТУСУРа, у нас не было.
В рядах ДОСААФ НЭТИ вырастали и будущие инженеры, и выдающиеся спортсмены, и профессиональные военные, и просто хорошие люди, сильные духом и телом. Нормы комплекса ГТО периодически обновлялись. В 1972 г. был введен новый комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»). На всех факультетах НЭТИ были созданы комиссии по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО студентами и преподавателями института.
Организации ДОСААФ НЭТИ практически не было равных. Например, в 1973 г. она награждена «Почетным знаком ДОСААФ СССР» и грамотой ЦК ДОСААФ СССР, подписанной Героем Советского Союза А. И. Покрышкиным.
Поддержка комсомола чувствовалась во всех институтских делах. Вообще, комсомольская организация реально была передовым отрядом студенческой молодежи и привлекла в свои ряды весь цвет студенчества на факультетах и в институте.С подачи тройственного союза «ДОСААФ, военная кафедра и комитет комсомола НЭТИ» организовывались эстафеты по военно-прикладным видам спорта. Так, в 1973 г. в такой эстафете первое место заняла команда МСФ, второе — команда АСУ, третье — ЭЭФ.
Проводились смотры-конкурсы организаций ДОСААФ факультетов. Например, в 1974 г. по итогам смотра-конкурса организаций ДОСААФ факультетов призовые места заняли РТФ (1 место), ФЭТ (2 место) и АВТФ (3 место).
Традицией ДОСААФ было проведение первенств по многоборью ГТО между факультетами. Участниками являлись как студенты, так и преподаватели, сотрудники. Соревнования посвящались Дню Победы и проходили под девизом: «Готов к защите Родины».
Сдача норм ГТО была массовым явлением как в студенческом, так и в трудовом коллективах НЭТИ. Так, в 1975 г. 800 студентам и 141 преподавателю и сотруднику, полностью сдавшим нормативы, вручены знаки ГТО.
В статье «Важный участок воспитания молодежи» («Энергия», 1981, 25 ноября) автор С.М. Белин — член Совета ветеранов, председатель комитета ДОСААФ — так обобщил результаты работы со студенчеством:
Награжден орденом Красной Звезды и двумя орденами Отечественной войны II степени и медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина».
Военный стаж героя начался с августа 1936 года. По комсомольской путевке Белин был зачислен в Иркутское военно-авиационное техническое училище, после окончания которого в звании воентехника II ранга продолжил службу в авиации.
Боевой путь Сергея Матвеевича начался в сентябре 1942 года от стен Сталинграда через Орловско-Курскую дугу, Висло-Одерскую и Берлинскую операции сначала в должности старшего техника самолетомоторной группы, а затем начальника подвижной авиаремонтной базы. Перед ним стояли задачи — поддерживать самолетный парк военной части в боевой готовности, производить в полевых условиях ремонт боевых самолетов-истребителей ЯК-3, ЯК-7, ИЛ-2, и ЛА-5.
Сергей Матвеевич Белин оставил воспоминания о военном времени: «Я начал войну в августе 1942 г. на Сталинградском фронте начальником передвижной авторемонтной мастерской. Донской фронт тогда вел ожесточенные бои. Летчики 16-й воздушной армии совершали по несколько боевых вылетов в день. Они уничтожали большое количество фашистских самолетов, но и наши самолеты получали серьезныеповреждения. В цехах мастерской иногда стояло по 20 самолетов, ожидавших ремонта. Сроки на ремонт воздушной техники были жесткими: три дня на текущий ремонт, десять — на средний. Мы старались ужимать и эти сроки. Техники, авиаремонтники работали самоотверженно, сутками, не щадя сил».
Сергей Матвеевич — один из 20 сотрудников НГТУ НЭТИ, воевавших на Сталинградском фронте.
Сталинградская битва — одна из крупнейших в Великой Отечественной войне. Гитлер планировал разгромить советские войска на юге страны летом 1942 года, овладеть нефтяными месторождениями Кавказа, сельскохозяйственными житницами Дона и Кубани, разрушить инфраструктуру, связывающую центр страны с Кавказом, и тем самым создать условия для своей победы.
Советское правительство 22 декабря 1942 года учредило медаль «За оборону Сталинграда», которой награждены 754 тысячи его защитников, среди которых и наш Сергей Матвеевич Белин.
Всего же в наступательной операции Красной Армии под Сталинградом участвовало более 1 млн человек, 13 тыс. орудий и минометов, около 1000 танков, 1500 самолетов. В том числе и на плечах Белина — начальника подвижной авиаремонтной базы, лежала техническая поддержка, ремонт этой армады самолетов.
В ходе Сталинградской наступательной операции были разгромлены немецкие 6-я армия, 4-я танковая армия, 3-я и 4-я румынские армии, 8-я итальянская армия. Общие потери противника составили около 1,5 миллиона человек. В Германии впервые за годы войны был объявлен национальный траур. В результате победы в Сталинградской битве советские Вооруженные силы захватили стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.
«…В разгар Сталинградской битвы у врага появился новый самолет «Мессершмитт-109». Наши летчики получили задание: добыть сведения о фашистском самолете. В январе 1943 г. летчики, взяв в «клещи» «мессер», посадили его на советский аэродром. Немецкая машина приземлилась, не выпустив шасси, поэтому получила значительные повреждения. Приказ был краток: «Самолет отремонтировать и отправить в Москву». Задача, поставленная перед коллективом авиаремонтной мастерской, была выполнена в срок. Проделанная работа была высоко оценена командованием: личному составу мастерской вручили переходящее Красное Знамя Военного Совета Донского фронта, а я был награжден орденом Красной Звезды».
Всего С. М. Белин награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Сталинграда», «За взятие Берлина» и др.
После окончания войны Сергей Матвеевич продолжил службу в Вооруженных силах. Дата окончания службы 14.05.1954 года. Практически всю гражданскую службу С.М. Белин посвятил НЭТИ, более 40 лет, с 1962 по 2003 г. был председателем ДОСААФ вуза, при нем в НЭТИ работали 14 секций по техническим и военно-прикладным видам спорта.
Кстати, знаменитая радиостанция НЭТИ являлась одним из структурных подразделений ДОСААФа. Коллективная радиостанция располагалась в 5 общежитии. Ее позывной сигнал — UK9OAD, позже UZ9OWD, далее RW9OWD — и это была секция КВ-связи комитета ДОСААФ института. Начальником коллективной радиостанции НЭТИ являлся известный на всю страну лучший радионаблюдатель СССР — Александр Пашков (UA9-145-197).Значительное количество студентов заинтересовалось радиоделом, здесь складывались радиолюбительские династии.
Студенты НЭТИ отрабатывали спортивные сезоны в команде КВ-связи комитета ДОСААФ. Самым работоспособным удавалось стать призерами чемпионатов СССР по радиосвязи на КВ и выполнить норматив мастера спорта по радиоспорту. В те годы команда НЭТИ училась на опыте томичей — такой радиоаппаратуры и антенн, как у ТУСУРа, у нас не было.
В рядах ДОСААФ НЭТИ вырастали и будущие инженеры, и выдающиеся спортсмены, и профессиональные военные, и просто хорошие люди, сильные духом и телом. Нормы комплекса ГТО периодически обновлялись. В 1972 г. был введен новый комплекс ГТО («Готов к труду и обороне»). На всех факультетах НЭТИ были созданы комиссии по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО студентами и преподавателями института.
Организации ДОСААФ НЭТИ практически не было равных. Например, в 1973 г. она награждена «Почетным знаком ДОСААФ СССР» и грамотой ЦК ДОСААФ СССР, подписанной Героем Советского Союза А. И. Покрышкиным.
Поддержка комсомола чувствовалась во всех институтских делах. Вообще, комсомольская организация реально была передовым отрядом студенческой молодежи и привлекла в свои ряды весь цвет студенчества на факультетах и в институте.С подачи тройственного союза «ДОСААФ, военная кафедра и комитет комсомола НЭТИ» организовывались эстафеты по военно-прикладным видам спорта. Так, в 1973 г. в такой эстафете первое место заняла команда МСФ, второе — команда АСУ, третье — ЭЭФ.
Проводились смотры-конкурсы организаций ДОСААФ факультетов. Например, в 1974 г. по итогам смотра-конкурса организаций ДОСААФ факультетов призовые места заняли РТФ (1 место), ФЭТ (2 место) и АВТФ (3 место).
Традицией ДОСААФ было проведение первенств по многоборью ГТО между факультетами. Участниками являлись как студенты, так и преподаватели, сотрудники. Соревнования посвящались Дню Победы и проходили под девизом: «Готов к защите Родины».
Сдача норм ГТО была массовым явлением как в студенческом, так и в трудовом коллективах НЭТИ. Так, в 1975 г. 800 студентам и 141 преподавателю и сотруднику, полностью сдавшим нормативы, вручены знаки ГТО.
В статье «Важный участок воспитания молодежи» («Энергия», 1981, 25 ноября) автор С.М. Белин — член Совета ветеранов, председатель комитета ДОСААФ — так обобщил результаты работы со студенчеством:
- проведено 293 беседы на военно-патриотическую тематику (присутствовало 9768 человек);
- проведено 150 встреч с ветеранами войны, армии и труда (присутствовало более 5 тысяч человек);
- организовано 120 посещений музеев боевой и трудовой Славы (с участием более 6 тысяч человек);
- на просмотрах военно-патриотических фильмов присутствовало 8500 человек;
- в работе секций по техническим и военно-патриотическим видам спорта по 12 направлениям занимается более 800 человек;
- проведены соревнования по названным видам спорта с участием более 4 тысяч человек;
- подготовлено 6 кандидатов в мастера спорта, 450 спортсменов-разрядников, 125 водителей транспортных средств и других специальностей;
- активными лекторами-пропагандистами были И.П. Юхатов, В.И. Мащенко, П.Т. Авдеенко, В.М. Казанский, В.Ф. Буслов, А.А. Чистосердов, Г.С. Мигиренко, П.Ф. Трифонов, В.С. Желдаков, Б.Я. Гольман, Б.Н. Смирнов, В.Т. Патока, А. П. Подшибаев и многие другие.