13 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Профессор НГТУ НЭТИ восстанавливает самолеты Великой Отечественной войны

Новости

Профессор кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ НЭТИ доктор технических наук, профессор Владимир Бернс совместно с компанией «Авиареставрация» уже более 30 лет занимается восстановлением боевых самолетов времен Великой Отечественной войны. Сегодня профессор работает над восстановлением двух самолетов: бомбардировщика ТУ-2 и штурмовика Ил-2. Посмотрев на фотографии этих машин, сложно себе даже представить, что эти машины когда-то снова поднимутся в небо.

«Мало найти объект для восстановления, необходимо вникнуть и в историю самолета, восстановить его техническую документацию, создать чертежи и карты технологических процессов. Мы же проводим анализ остатков самолета на предмет возможности их повторного использования в летной машине. Далее следует процесс разработки и изготовления оснастки, производство деталей и сборка самолета. А завершается процесс реставрации получением документов к проведению летных испытаний», – рассказал Владимир Бернс.


Бомбардировщик ТУ-2 удивителен не только своими техническими возможностями, но и историей людей, которые его создали. ТУ-2 был разработан в 1939–1940 годах в тюремном конструкторском бюро НКВД СССР под руководством А. Н. Туполева, осужденного к 15 годам лишения свободы. Также над созданием самолета работал легендарный конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев, который в заключении возглавлял работу над крылом самолета, инженеры авиапромышленности, проводившие работы над проектом самолета за колючей проволокой, под охраной, шесть из которых – профессора.

«Самолет ТУ-2 первый вылет сделал в начале 1941 года, то есть к началу войны он уже выпускался серийно, а после войны до 1958 года эксплуатировался. В корейско-китайском конфликте, который был с 1950 по 1953 год, участвовали американцы и русские, и с нашей стороны были самолеты ТУ-2. После окончания этого конфликта американцы сумели вывезти несколько самолетов к себе в США. Была попытка начать реставрацию одного из самолетов, но безуспешно. Тогда фонд “Крылатая память победы” выкупил самолеты, и их в разобранном виде в контейнерах и ящиках привезли в НГТУ НЭТИ в “Технопарк”, где мы сразу же начали реставрацию», – дополнил Владимир Бернс. 

Объект «Техноцентра» НГТУ НЭТИ
Объект «Техноцентра» НГТУ НЭТИ
По его словам, было найдено необходимое техническое описание, так как сами чертежи были уничтожены еще во время войны. Далее изучалась конструкция самолета. В связи с тем, что два самолета выпускались на разных заводах, они относились к разным типам, поэтому их конструкции отличалась. 

Из архива профессора Владимира Бернса.
Из личного архива профессора В. Бернса
Второй самолет, который находится в работе по восстановлению до летного состояния, – одноместный штурмовик Ил-2 летчика Александра Каличева. Самолет представляет огромную ценность, так как это самый массовый самолет войны, единственный в своем классе, первый в истории авиации штурмовик, бронекорпус которого является силовым элементом конструкции. Кроме того, ни в одном музее мира нет этой модификации Ил-2.

Из архива профессора Владимира Бернса.
Из личного архива профессора В. Бернса

«Самолет был обнаружен на дне озера в Мурманской области. Он сохранился достаточно хорошо. Большая часть бронекорпуса почти цела. Части силового набора центроплана и крыла, а также элементы шасси сохранились неплохо. На самолет будут установлены части обшивки крыла и центроплана, большинство технологических лючков и элементы кабины пилота, включая ручку управления и корпусы некоторых приборов. Возможно, будет использование и топливных баков после ремонта. В целом удастся восстановить около 40% металлических деталей самолета. Для реставрации до летного состояния это большая составляющая», – прокомментировал Владимир Бернс. 

Из архива профессора Владимира Бернса.
Из личного архива профессора В. Бернса

По его словам, создание оснастки, производство деталей и сборка самолета с учетом накопленного опыта принципиальных сложностей не доставит. Наибольшие трудности представляют работы по восстановлению бронекорпуса, так как металл брони трудно поддается обработке даже современным режущим инструментом. Кроме того, предстоит большая работа по воссозданию бортового электрического и приборного оборудования.

Подопечные «Авиареставрации» и Владимира Бернса принимают участие в авиашоу и авиасалонах, парадах к Дню Победы, на городских праздниках и днях ВВС. Также восстановленные боевые самолеты занимают почетные места в музеях воинской славы.

Из архива профессора Владимира Бернса.
Из личного архива профессора В. Бернса

Справка: 26 апреля 2023 г. Президент Российской Федерации подписал поручение № Пр-827 о поддержке деятельности по реставрации исторических самолетов. Поручение дано в свете подготовки к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.


Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх