Владимир Пономарёв: режиссер-документалист, профессор кинематографии
Владимир Пономарёв — выдающийся российский кинематографист, член Союза кинематографистов России, профессор кафедры оптических информационных технологий ФТФ, чья карьера охватывает несколько десятилетий и включает в себя значимые достижения в области документального кино. Его работы отличаются глубоким анализом социальных и культурных проблем, а также мастерским подходом к storytelling.

В октябре 2025 года Владимир Пономарёв был удостоен награды на Международном фестивале документального кино «Встречи в Сибири» им. Эллы Давлетшиной. Этот фестиваль стал важной площадкой демонстрации лучших образцов документального кино, и награда, полученная Владимиром Пономарёвым, — заслуженное признание его вклада в эту область. Кстати, на фестивале демонстрировались и фильмы студентов Владимира Ильича.
На фестивале также состоялась премьера фильма Владимира Пономарева «Признание», в котором он со своим учеником, выпускником кафедры оптических информационных технологий ФТФ Новосибирского государственного технического университета НЭТИ Алексеем Лагеревым рассказывает о бурятском художнике Юрии Мандаганове, мастере флорентийской мозаики. Эпиграфом к картине служит высказывание самого художника: «Монументальная живопись, выполненная в технике флорентийской мозаики, конечно, удивительна для нашего региона. Но я всегда в глубине души верил, что когда-нибудь она будет востребована».
Как отметила в рецензии Елизавета Лузина, главное достоинство картины — интонация. Она лишена внешнего блеска, намеренного пафоса, эффектных режиссёрских трюков. Отсутствие зрелищности оказывается художественным жестом. Оно задаёт ритм: медленный, созерцательный, будто приглашающий зрителя остановиться и прислушаться: обратить внимание на народные мотивы, крик чаек, буддийские молитвы, быт местных жителей и тишину. В картине рассказывается, как Юрий Ендович получил приглашение от главы традиционной буддийской сангхи России XXIV Пандидо Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева стать автором монумента Арьяа Баалы на святом месте Улан Зураа в Санагинской долине Бурятии. Открытию статуи отдано много экранного времени. Владимир Пономарёв знакомит нас с настоящей буддийской культурой, включив в ткань кинополотна репортаж с буддийского паломнического хода. Сопровождает кадры гьюкэ, или дзоке, — горловое пение, использующееся в буддийских ритуалах.
Путь Владимира Пономарева в кинематограф начался в 1958 году с… Курганского педагогического института, куда он поступил на спортивный факультет. Здесь активно занимался спортом и альпинизмом, а также увлекся фото- и киносъемкой. Это увлечение стало определяющим в его жизни.
После завершения учебы отслужил в армии, а затем начал карьеру оператора на Курганском телевидении. Вскоре перевелся на Новосибирскую студию, где работал до 1983 года.
С 1983 года и до конца девяностых годов Владимир Пономарев работал на Восточно-Сибирской студии кинохроники в Иркутске, создавал киносюжетов и документальных фильмов.
В 2001 году Владимир Пономарев вернулся в Новосибирск, основал видеостудию «Восточные ворота», и по сей день продолжает снимать авторские документальные фильмы. Многие из них собрали приличный призовой фонд различных фестивалей в России и за рубежом.
Сегодня фильмография мастера насчитывает 8 фильмов и авторский проект в несколько серий, включающий полнометражную ленту:
2025 — «Признание», видеофильм, 28 мин., автор, режиссер, оператор А. Лагерев. Приз Международном фестивале документального кино «Встречи в Сибири».
2010 — «Маратовна и ее дети», видеофильм, 44 мин., автор, режиссер, оператор;
2008 — «Береговая линия», видеофильм, 26 мин., автор, режиссер, оператор;
2008 — «Глубинка 35x45», кинофильм, 53 мин., оператор, реж. Е. Соломин. Главный приз Всероссийского кинофестиваля документального кино в Екатеринбурге, участие в более чем в 50 международных фестивалях документального кино, из них восемь главных призов, в т.ч. приз за операторское мастерство.
2007 — «Дорога на Аргут», видеофильм, 26 мин., автор, режиссер, оператор;
2006 — «Рыбак и танцовщица», кинофильм, 53 мин., оператор, реж. Е. Соломин. Гран-при Международного фестиваля документальных фильмов в Монреале, Канада. Номинирован Европейской кино академией в номинации «Лучший документальный фильм Европы — 2006».
1995—2001 — Авторский проект «Земля за Байкалом»: «Дзогген — путь к свету», полный метр с участием Далай Ламы XIV, «В начале было слово…», «На земле Гэсэра», «Багша»;
1993 — «На Краю», оператор, реж. Б. Шуньков. Приз «Серебряный голубь», Лейпциг, Германия.
1986 — «Фартовый Солошенко», оператор, реж. В. Соломин. Главный приз на Всероссийском кинофестивале в Мурманске.
Каждый из этих фильмов получил признание за уникальную подачу материала и глубокий анализ затрагиваемых тем.
Владимир Пономарёв продолжает активно работать в кинематографе, вдохновляя новое поколение своим примером, его работы вызывают неизменный интерес у зрителей и коллег, а для студентов являются наглядным примером мастерства и учебным пособием.
Фото: А. Марикян

