13 учебная неделя
pk@nstu.ru, +7 (383) 319 59 99 — приёмная комиссия

Студенты НГТУ НЭТИ восстановят по фото и поднимут в небо легендарный советский самолет САМ-5

Новости

Студенты факультета летательных аппаратов НГТУ НЭТИ начали восстанавливать самолет САМ-5-бис разработки известного советского авиаконструктора А.С. Москалева, сообщил профессор кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ НЭТИ Евгений Подружин. Сейчас не сохранились не только летные экземпляры этого самолета, но и отдельные агрегаты планера, которые бы можно было использовать как образцы для восстановления.  

Студенты факультета летательных аппаратов НГТУ НЭТИ начали восстанавливать самолет САМ-5-бис разработки известного советского авиаконструктора А.С. Москалева, сообщил профессор кафедры прочности летательных аппаратов НГТУ НЭТИ Евгений Подружин. Сейчас не сохранились не только летные экземпляры этого самолета, но и отдельные агрегаты планера, которые бы можно было использовать как образцы для восстановления. Полного пакета конструкторской документации также не сохранилось: студенты восстанавливают геометрию самолета, а также рабочие и сборочные чертежи его узлов и агрегатов по имеющимся фотографиям, сохранившимся эскизам и отдельным техническим документам.

«Самолет имел оригинальную аэродинамическую схему, мощную механизацию, – рассказал Евгений Подружин. — Разработка конструкции планера самолета, изготовление рабочих чертежей, узлов и агрегатов хвостового оперения —  это основная задача нашего проекта на первом этапе. Мы воссоздадим САМ-5-бис, который поднимется в воздух: его можно будет использовать для исторических съемок или праздничных парадов (например, на День Победы)».

Предположительно работы по реконструкции самолета будут завершены через два—три года: в настоящее время идет проектирование конструкции планера, модель которого полностью восстановлена в графическом пакете «Компас». Далее начнется изготовление отдельных агрегатов его хвостового оперения. «Кропотливая работа по реконструкции САМ-5-бис — это возможность принять участие в реальном проектировании летательного аппарата, в его изготовлении, широко посмотреть на современное авиастроение, сопоставить характеристики, проанализировать достоинства и недостатки авиационных конструкций, произвести необходимые прочностные расчеты конструкции планера и просто порадоваться тому, что можно будет увидеть легенду в воздухе», — говорит Е. Подружин.

Самолет будет летающей репликой, в воздух его поднимет оригинальный двигатель М-11, такие массово выпускались в до- и послевоенное время и использовались. Работы над самолётом идут в рамках проектной деятельности студентов. Восстановление финансирует Фонд возрождения отечественной авиации.

Ранее, в 2010—2014 годах, группа студентов ФЛА участвовала в реконструкции и изготовлении самолета ПО-2, который в настоящее время можно видеть на новосибирских авиашоу. Именно этот самолет сейчас сопровождает шествия колонны «Бессмертного полка» в Новосибирске.

Напомним, что сотрудники НГТУ НЭТИ также ведут работы по восстановлению до летного состояния самолетов времен Великой отечественной войны И-16 (https://www.nstu.ru/news_more/?site=&page=&idnews=116242) и Ил-2 (https://www.nstu.ru/news_more?idnews=112401).

Справка:

Появление в 1932 г. самолета САМ-5 А. С. Москалева стало существенным шагом в развитии отечественной авиации: эта машина стала родоначальником целого семейства САМов — пятиместных пассажирских самолетов с двигателем М-11 мощностью 100 л. с. Никто тогда не предполагал, что заявленные летно-технические характеристики могут быть достигнуты: самолеты со 100-сильными двигателями проектировались двухместными и были рассчитаны на гораздо меньшие скорости и дальность полета. Однако Александр Сергеевич Москалев верил в реальность своего замысла, и испытания подтвердили, а в чем-то даже и превзошли заявленные летные характеристики самолета.

В 1935 г. в мастерских Воронежского авиатехникума силами нескольких конструкторов завода и студентов под руководством Москалева был построен пассажирский самолет САМ-5-бис: с использованием в конструкции древесины, с двигателем М-11. Это был первый самолет, целиком созданный на Воронежском авиационном заводе. САМ-5 прошел летные испытания под руководством начальника летной группы Воронежского аэроклуба А. Н. Гусарова, а затем был доставлен в Москву для проведения государственных испытаний. В отчетах отмечалось, что самолет по своей грузоподъемности и летно-техническим характеристикам выгодно отличается от существующих машин подобного класса.

Автор: Маргарита Резникова

Размещение информации на странице:
Управление информационной политики  
Наверх